Телескопические погрузчики
В последние годы масса «европейских» (т. е. произведенных в Европе или в других частях света европейскими компаниями) компактных телескопических погрузчиков заполонила рынки стран Северной Америки. Эти универсальные машины привлекают все новых покупателей, а темпы роста их продаж выражаются двузначными цифрами. Как следствие, положение на рынке компактных машин начинает стремительно меняться.По конструкции «телескопы» делятся на два функциональных класса: машины, используемые для подъема и перемещения грузов, и многофункциональные машины – носители различных сменных навесных орудий. Компактные «телескопы» с низко установленной стрелой (такая конструкция позволяет увеличить длину стрелы и, следовательно, ее вылет) еще несколько лет назад были практически неизвестны в Новом Свете. Лишь сравнительно недавно их стали рекламировать среди фирм, занимающихся аграрным хозяйством, ландшафтным дизайном, владеющих складами строительных материалов, и в некоторых других областях деятельности.
Конструкция
Телескопические погрузчики имеют такую же ширину и высоту, как и мини-погрузчики, но значительно большую рабочую зону. Например, они способны поднимать грузы почти на ту же высоту, что и стреловые автокраны. Многие модели оснащены полноприводным пневмоколесным шасси с шинами высокой проходимости. Электрогидравлическая система рулевого управления имеет несколько режимов работы – управление только передними колесами, «крабовым ходом» (поворот всех колес в одну сторону) и поворот «колея в колею» (когда передние и задние колеса поворачиваются в разные стороны). При необходимости машины оборудуют дополнительными гидроконтурами для навесных орудий с гидроприводом (челюстные ковши, подметальные щетки, бетоносмесители и т. п.).Универсальность
Один из основных факторов успеха телескопических погрузчиков на рынке – универсальность. Большинство моделей комплектуют такими же устройствами быстрой смены оборудования, как и их «одноклассников» – мини-погрузчики и экскаваторы-погрузчики. Многофункциональные телескопические погрузчики оборудуют бульдозерными отвалами, вилами для штучных грузов, рабочими платформами, различными типами сельскохозяйственных вил и грабель с дополнительными приспособлениями, ускоряющими захват и разгрузку, и другими орудиями.Стрела стреле рознь
Следует заметить, что не все компактные телескопические погрузчики предназначены для работы фронтальным ковшом, т. е. они не будут создавать в этой сфере конкуренцию мини-погрузчикам. Нагрузки, возникающие при выемке грунта и «выдергивании» наполненного ковша из кучи тяжелого материала, слишком велики для цепей и тросов, которые обычно используют в механизме выдвижения телескопической стрелы, потому что грузоподъемники этого типа рассчитаны в основном на подъем и перемещение грузов, а также на работу с разными сменными навесными орудиями.Телескопические погрузчики, предназначенные для манипуляций с грузовыми вилами в качестве основного оборудования, оснащают гидравлическим цилиндром, выдвигающим вторую секцию стрелы, а цепи или тросы, связанные с этой секцией, синхронно с ней выдвигают третью и четвертую секции. Секции стрелы не фиксируются стопором. В их конструкции предусмотрены противоизносные накладки, которые легко заменить: благодаря такой конструкции увеличивается ресурс стрелы.
И вилочные, и телескопические
Несмотря на то, что телескопические погрузчики рекламируются прежде всего как универсальные машины, способные работать с различными навесными орудиями, в той же Северной Америке, например, большинство из них используется в качестве вилочных погрузчиков. У одиннадцати моделей телескопических погрузчиков, предназначенных для погрузочно-разгрузочных работ, стрелы могут оборудоваться подвижными каретками. Четыре таких модели выпускает компания Pettibone (две модели массой 2700 кг и две – 3600 кг), три машины составляют модельный ряд Lull компании JLG (массой 2700, 4100 и 4500 кг), а также это модели фирмы Liftking массой 5400, 6800, 9100 и 13 600 кг.Стрела телескопического погрузчика медленно перемещает вилы в горизонтальном направлении, поэтому операторы не любят таким движением извлекать вилы из-под установленных на высокой площадке поддонов. Однако подавать машину назад с поднятой стрелой опасно, особенно на строительной площадке, где велика вероятность того, что колесо неожиданно провалится. Скорее всего, стрела при этом покачнется, и машина опрокинется.
Сегодня на рынке предлагают четыре модели с поворотной стрелой, как у автокрана: две от французской компании Manitou и две от итальянской Xtreme. Manitou выпускает модели массой 2900 и 4500 кг и с высотой подъема 13,9 и около 20,7 м. Компания Xtreme производит машины массой 3600 кг с максимальной высотой подъема 13,6 м и массой 4500 кг и с высотой подъема 20,6 м. У моделей массой 4500 кг самая большая высота подъема из всех телескопических погрузчиков, присутствующих на рынке.