Узкопроходные штабелеры
Штабелеры и комплектовщики заказов, а также вилочные погрузчики с шарнирно-сочлененным грузоподъемником, способные оперировать с грузами на больших высотах, относятся к подъемно-транспортной технике для работы в очень узких проходах (very narrow aisle, VNA). Эти машины являются наиболее сложными и дорогостоящими из всех видов управляемого человеком погрузочного складского оборудования для обработки грузов на паллетах. Достаточно сказать, что их стоимость в среднем примерно втрое (для VNA-погрузчиков) или впятеро (для VNA-штабелеров) выше, чем классических вилочных погрузчиков с противовесом. Несмотря на это представить крупный современный логистический комплекс без таких машин сложно.Производство высотной узкопроходной техники в мире постоянно растет. По оценкам компании Jungheinrich AG, занимающей около 30% данного сегмента рынка напольного транспорта в Европе, на этом континенте ежегодно приобретают около 6,3 тыс. новых высотных штабелеров, комплектовщиков и погрузчиков, предназначенных специально для работы в очень узких аллеях складов (для сравнения: пять лет назад объем их продаж составлял 5,4 тыс. ед.). На первый взгляд, это относительно немного – примерно 2% всех проданных на континенте средств напольного транспорта, тем не менее узкопроходную технику выпускают практически все крупные производители, и конкуренция в этом сегменте рынка достаточно жесткая. Только в Германии за благосклонность покупателей борются около десяти производителей этого оборудования.
Наибольшее распространение получили высотные VNA- штабелеры. В Европе этот тип напольного транспорта изготавливают на заводах таких крупнейших производителей, как Jungheinrich, Linde, Still (все – ФРГ), Atlet и BT (обе – Швеция), OM Pimespo (Италия). Модели под брендами Rocla и Mitsubishi выпускает расположенное в Голландии предприятие Mitsubishi/ Caterpillar. Эти машины производит и американская группа Nacco (США) на своих заводах Hyster и Yale как в Северной Америке, так и в Европе.
Очень интересные машины оригинальной конструкции изготавливают еще две американские фирмы – Crown и Raymond (как и ВТ, она входит в состав японского концерна Toyota). В Японии из-за высокой сейсмической активности высотные склады не строят, а потому и оборудование это почти не выпускают. Исключение составляет лишь компания Nippon Yusoki (марка Nichiyu). Существует и компания, специализирующаяся исключительно на разработке и создании узкопроходных высотных штабелеров – это немецкая Magaziner.
Масштабы производства шарнирно-сочлененных погрузчиков, пригодных для работ в проходах шириной не более 1,6 м, еще более скромные, но в целом активно растут. Достаточно сказать, что, например, ирландская компания Combilift, начав производство шарнирно-сочлененных моделей Aisle-Master (высота подъема груза до 10,5 м, грузоподъемность (г/п) 2 т, ширина рабочих проходов 1,75 м) в 2001 г. с 20 ед., в прошлом году выпустила уже 200 таких моделей. По прогнозам, в 2007 г. предприятие произведет еще на 50 ед. больше.
Выпускает эти машины очень небольшое число узкоспециализированных производителей. В Европе это компании Manitou (Франция), которая стала предлагать шарнирно-сочлененные погрузчики после приобретения фирмы LOC, Combilift (Ирландия, модель Aisle-Master), Narrow Aisle (Вест-Мидленд, Великобритания, модель Flexi). Последняя продемонстрировала свою новую модель Flexi G4 на выставке IMHX 2007 в Бирмингеме. В Штатах «сочлененники» производит компания Landoll Corp. (шт. Канзас), выпускающая широкий модельный ряд под марками Drexel SwingMast, Pivot Mast, Bendi).
VNA-погрузчики в отличие от описанных выше штабелеров до недавнего времени выпускали в основном с двигателями внутреннего сгорания, чаще на газовом топливе. Лишь в последние годы по причине повышения цен на нефть и ужесточения экологических требований вырост спрос на модели с электроприводом. Так, фирма Combilift, освоив выпуск электрической модели Aisle-Master лишь в 2005 г., уже в этом году планирует выпустить одинаковое число машин с газовым и электроприводом.
Как уже отмечено, вся узкопроходная техника дорого стоит, поэтому основными ее потребителями являются так называемые 3Pl-операторы – специализированные логистические компании с большими объемами грузооборота, которые могут позволить себе рискнуть значительными инвестициями (не менее 10 млн. евро) в полностью оснащенный склад с узкими проездами.