Что происходит на рынке складской техники?
По словам Максима Комлева, руководителя отдела подъемно-транспортной техники ТД "Вертикаль" (дилер брендов Yale, Still, Manitou и Combilift), продажи оборудования в компании увеличились по сравнению с 2016 г. примерно на 30%. "В первую очередь рост связан с нейтрализацией кризисных явлений и наращиванием производственных мощностей на многих предприятиях, что неизбежно ведет к увеличению парка техники. Тем не менее, общаясь с клиентами, мы часто сталкиваемся с большой изношенностью имеющегося у них оборудования. Конечно, происходит его постепенное обновление. Но много и таких компаний, которые пока не готовы покупать новую складскую технику", - рассказал наш собеседник.Станислав СоседовСтанислав Соседов
Руководитель отдела продаж ПТО ООО "МаксиСклад" (техника Maximal, UniCarries и Yale) Станислав Соседов подтвердил, что в течение 2017 года наблюдается положительная тенденция: "Если сравнивать результаты текущего года с данными 2016-го в единицах реализованной техники, то динамика соответствует нашим ожиданиям".
По информации представителя еще одной компании (бренд-менеджера ООО "ЮниРент" Сергея Мочалова), рост в количественном выражении в целом по рынку составляет 20%, а в отдельных сегментах он доходит до 30%.
Как изменились цены на технику из Китая?
Представитель ТД "Вертикаль", которая поставляет в Россию технику из разных регионов мира, отметил, что сегодня все больше покупателей делают выбор в пользу оборудования китайского производства. Это связано со значительным ростом цен за последние годы, что было обусловлено, в том числе, повышением курса валют и введением утилизационного сбора.Станислав Соседов (ООО "МаксиСклад") в свою очередь рассказал об изменениях в законодательстве КНР, которые оказали влияние на ценообразование: "В прошлом году правительство Китая выпустило директиву, согласно которой запрещено производство и использование двигателей внутреннего сгорания с нормами выхлопа Евро-2 и ниже. Это повлияло на ценообразование поставщиков в рамках того модельного ряда техники, где используются ДВС китайского производства. С другой стороны, качество самих двигателей подтянулось, что очень радует наших клиентов".
Структура спроса: б/у техника и электромодели
Отвечая на вопрос о популярности подержанной складской техники, оба спикера высказали похожие мнения: спрос высок, но заградительные ставки утилизационного сбора не дают возможности ввозить большое количество б/у машин из-за рубежа. "Найти на рынке достойные варианты подержанных погрузчиков становится сложно. Как правило, при здравом ценообразовании такая техника быстро находит новых хозяев", - отметил Максим Комлев.Соотношение продаж б/у и новой техники в ООО "ЮниРент" озвучил Сергей Мочалов: в сегменте противовесных погрузчиков оно составляет 50/50, в сегменте прочей складской техники доля подержанных машин ограничивается 5-7%.
Еще один большой сегмент на рынке складского оборудования - модели с электродвигателями. По данным ТД "Вертикаль", в связи с ростом "высотности" и "плотности" современных складов интерес к электротехнике в России за последние 5 лет вырос, и ее доля сегодня составляет примерно 60% от всех ввозимых складских машин. Большим спросом пользуются маневренные штабелеры, использование которых помогает экономить складские площади.
Представитель ООО "МаксиСклад" высказал такое мнение: "Изучая лидеров нашего рынка, можно увидеть, что большинство из них - это компании, производящие качественную электротехнику, модельный ряд которой закрывает абсолютно все потребности складского комплекса. Увеличению доли поставок электрических машин способствует развитие складской инфраструктуры в России, строительство большого количества современных логистических комплексов".
Спрос на аренду складской техники
Направление аренды складского оборудования продолжает активно развиваться. По словам Максима Комлева (ТД "Вертикаль"), в первую очередь востребованы вилочные погрузчики и штабелеры. При этом на рынке произошел своего рода "естественный отбор": арендаторы отдают предпочтение тем компаниям, в арендном парке которых присутствует несколько десятков или больше единиц техники. "Это является гарантией быстрого подбора оборудования с требуемыми характеристиками, а в случае выхода арендной техники из строя - ее оперативной замены или ремонта".Ограниченный спрос на прочие типы складского оборудования подтвердил и руководитель отдела подъемно-транспортного оборудования ООО "Лизинговая компания СПЕКТР" Александр Самойлов. По его словам, многие предприятия предпочитают иметь складскую технику в собственности, хотя в последнее время в данном сегменте наметился рост интереса к долгосрочной аренде техники. "В целом рынок аренды складской техники в 2017 году по сравнению с 2016-м существенно не изменился. В первой половине 2017 года была тенденция на снижение, но во второй половине года интерес снова возрос", - уточнил спикер.
Станислав Соседов (ООО "МаксиСклад") обратил внимание, что если в случае с вилочными погрузчиками востребована аренда как японской и европейской, так и китайской техники, то в прочих сегментах ситуация несколько иная. "Говоря об аренде складской техники (электроштабелеры, ричтраки, перевозчики палет и т.д.), нужно понимать, кто их эксплуатирует. В основном это крупные современные складские комплексы, имеющие ровные полы и высокие стеллажи и работающие в интенсивном режиме. С этими задачами и должна справляться арендуемая техника. Как правило, здесь используется оборудование европейских производителей", - рассказал наш собеседник.
Востребованность техники из КНР среди арендодателей Станислав Соседов подтвердил конкретным примером: одной из арендных компаний дилер в 2017 году уже поставил 110 вилочных погрузчиков MAXIMAL, а также подписал контракт на поставку еще 100 машин в 2018 году.
Какие еще тенденции присутствуют на рынке?
Сегодня мировые производители активно осуществляют локализацию производства в Китае. "Модельный ряд техники именитых брендов, выпуск которой доверяют Китаю, уверенно увеличивается. Конечно, нельзя сказать, что европейские, японские и американские компании намерены полностью перенести свои производства в Китай. Но, если говорить о рынках Европы, Ближнего Востока, стран Средней Азии и Африки, то в эти страны давно поставляется техника, собранная в Китае", - рассказал представитель ООО "МаксиСклад".Еще одна тенденция, на которую обратили внимание представители обеих компаний, - увеличение популярности программы trade-in. А Максим Комлев дополнительно обратил внимание на изменение спроса на стеллажные конструкции. Сегодня многие клиенты отдают предпочтение самонесущим складам - быстровозводимым сооружениям, несущей конструкцией которых являются непосредственно рамы стеллажей. Они позволяют экономить время, если складировать продукцию нужно "здесь и сейчас", не требуют регистрации и обладают более низкой себестоимостью по сравнению с капитальными строениями.
Также, по словам Сергея Мочалова, несмотря на максимальное удешевление техники, растет спрос на необслуживаемые тяговые батареи - гелевые, Li-Ion и NexSys.